Путь тысячи истин

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут», - писал Редьярд Киплинг еще в позапрошлом веке, и, пожалуй, он был совершенно прав. Впрочем, граница между ними размывается за счет того, что духовные веяния с Востока все активнее проникают на Запад, а технологии Запада - на Восток. Но главное различие тем не менее остается. Это различие состоит в отношении Востока и Запада к Истине.

Здесь следует оговориться, что ислам нельзя однозначно отнести ни к Востоку, ни к Западу. Он - ни то, ни другое, и исламский мир целесообразнее всего назвать Югом. Восток же - это та часть мира, которая издавна находилась под влиянием кармических религий.

Религии библейского круга, которые часто называют авраамическими, трактуют понятие Истины совершенно однозначно. Истина одна, она во всей полноте открыта в Божественном откровении, и стремление к Истине заключается не в ее свободном поиске, а в более полном и глубоком постижении Откровения.

Соответственно, как бы само собой разумеется, что Истиной во всей полноте обладает лишь какое-то одно религиозное направление, а все остальные либо искажают Истину в силу своего заблуждения, либо злонамеренно уклоняются от Истины и впадают в ересь.

Именно отсюда и растет типичная для Запада религиозная вражда, противостояние между церквами и бесконечная борьба с ересями и сектами. Именно поэтому с таким трудом прививалась на Западе свобода совести, которая и до сих пор сталкивается с серьезным противодействием клерикальных и консервативных кругов.

На Востоке ситуация принципиально иная. Правда, здесь тоже имели место религиозные гонения, а ныне существует религиозный радикализм. Но гонения были связаны в основном с попытками наведения порядка в конфуцианском понимании. Конфуцианство ставит во главу угла интересы государства, а государству удобнее иметь дело с одной религией и подавлять все остальные. Что касается религиозного радикализма, то он, как правило либо связан с влиянием Запада и Юга, либо является реакцией на это влияние.

Известно, например, что до появления в Индии христианства и ислама в этой стране не было никаких проявлений вражды на религиозной почве. Княжества и государства враждовали и воевали по политическим и экономическим мотивам, но никогда - по религиозным.

Религии кармического круга не имеют обыкновения делить Истину меду собой. Они просто иначе относятся к Истине.

На востоке доминирует учение, что Истина во всей ее полноте непознаваема, а то, что человеческий разум в состоянии познать - это разные грани Истины, приоткрытые в мир.

Как и всякий настоящий идеал, Истина во всей полноте недостижима, но к ней можно приблизиться, открывая новые грани и глубже проникая в них.

Отсюда следует вывод, что в любой религии, в любом учении и в любом толковании есть истина, но нигде нет всей полноты Истины. А ближе всего к Истине - совокупность всех вер и толкований.

Именно поэтому на Востоке сплошь и рядом встречаются вещи, немыслимые на Западе. Большинство жителей Японии, например, исповедуют буддизм и синтоизм одновременно. А в Китае люди часто являются носителями сразу трех традиций - конфуцианской, буддийской и даосской. Причем в современном Ките такой человек, нисколько не греша против истины, может называть себя атеистом.

Можно привести и более близкий для нас пример. Недавно в телепередаче о кришнаитах показывали девушку из кришнаитской общины, которая искренне считает себя одновременно индуисткой и православной христианкой. Она носит под сари крестик и не видит ничего странного в том, чтобы молиться и Кришне, и Христу, видя в них аватары Единого Господа.

Различие между Западом и Востоком на этом примере проявляется особенно наглядно.

С восточной точки зрения поведение этой девушки совершенно адекватно и в ее религиозных воззрениях нет ничего странного. Вайшнавизм и христианство - две разные грани Истины, которые позволяют лучше понять устройство мира и смысл жизни. Так что быть одновременно кришнаиткой и христианкой можно вполне.

А с православной точки зрения (западной в своей основе) эта девушка - никакая не христианка, а вероотступница, совершившая самый непростительный грех. Она предала Истину, данную в Священном Писании и Священном Предании и уклонилась из православия в язычество.

В результате человек, принявший восточную точку зрения, вступает на Путь Тысячи Истин и пребывает в бесконечном поиске и в бесконечном самосовершенствовании. А человек, исповедующий западный подход, считает, что все, что нужно, он уже нашел, и далее ему надлежит не продолжать поиск, а следовать по предначертанному пути. Но каким же убогим выглядит мир, в котором есть лишь одна верная дорога, а все остальные ведут в тупик!

Из повседневного опыта мы знаем, что в тупик ведут лишь очень немногие дороги, а большинство путей приводит к осмысленной цели. Нет никаких оснований думать, что все мироздание устроено иначе. А следовательно, восточный подход с его идеей многогранной истины представляется не только более привлекательным, но и более верным. Или, говоря точнее - более истинным.