Среди миров, в мерцании светил

Среди всех кармических учений чжэн, наверное, можно считать наиболее привлекательным для людей с европейским складом ума.

Европейская традиция, как известно, демонстрирует совсем иной взгляд на жизнь, нежели ведическая и особенно буддийская. Европеец, подобно буддисту, может считать, что жизнь преисполнена страданий и бедствий. Но идея искать избавления от страданий в освобождении от самой жизни кажется ему по меньшей мере странной. Европейцу свойственно мечтать о лучшей жизни, а никак не о блаженном небытии.

И хотя сегодня очень многие европейцы верят в переселение душ, их вера существенно отличается от веры буддиста или индуиста.

Для человека восточной традиции круговорот сансары - это вечное проклятие, а высшая цель - от этого проклятия освободиться. А для типичного европейца, верящего в реинкарнацию, колесо сансары - это средство улучшить свою будущую жизнь путем улучшения собственной кармы в жизни сегодняшней.

Но есть в восточной традиции еще одна деталь, неприемлемая для европейца, подспудно мечтающего о жизни вечной.

В понимании европейца личность - это прежде всего сознание человека, его память, представления, знания и навыки. Именно это все европеец понимает под душой, когда речь заходит о бессмертии души. И ему трудно понять и принять восточное учение, согласно которому память значения не имеет, а душа - это вовсе не сознание.

Если со смертью утрачивается память о прошедшей жизни, то получается, что никакой вечной жизни в европейском понимании, собственно и нет.

Учение чжэн в отличие от разнообразных течений евробуддизма и евроиндуизма, не старается объяснить восточную мудрость западным людям на понятном для них языке. Оно перестраивает саму суть, выводя из восточной мудрости приемлемые для западного сознания идеи.

СУТЬ УЧЕНИЯ

Чжэн представляет мироздание, как бесконечную россыпь миров, рассеянных в бесконечном числе вселенных и связанных между собой сетью потусторонних каналов, подобной древу.

Земля - это корень древа, начало всех перерождений. Все ее жители переживают свое первое перерождение и именно поэтому они не помнят своей предыдущей жизни. У них ее просто не было.

После смерти человек переселяется в другой мир. Здесь он возрождается в своем собственном теле, восстановленном до уровня наивысшего совершенства, достигнутого в предыдущей жизни. Дети и молодые люди воскресают в том же возрасте, в каком они умерли, более старшие молодеют, больные становятся здоровыми, увечные - полноценными. Но самое главное - они сохраняют память о предыдущих перерождениях, а забывают прошлое постепенно, с течением времени. То есть, они в полной мере сохраняют личность в европейском понимании этого слова.

Жизнь в новом мире подобна жизни на земле, но в зависимости от конкретного мира может быть лучше или хуже. А выбор мира зависит от кармы, от совокупности деяний человека в предыдущих перерождениях.

В новых мирах тоже рождаются дети. А умирая, уроженцы этих миров тоже попадают в другие миры и так продолжается до бесконечности.

Человек со слабой кармой никак не может влиять на выбор нового мира для себя. Но чем сильнее карма, тем больше у него возможностей.

На первой ступени колесо сансары делает выбор само. На следующей у человека уже появляется выбор из ограниченного числа миров. Дальше отсекаются нежеланные и неприемлемые миры, и наконец, появляется полностью свободный выбор.

Но и это не предел, ибо нет предела совершенству. Есть ступень, достигнув которой человек во время реинкарнации может совершенствовать свое тело или выбирать иное. Еще выше - обустраивать по своему желанию участок мира. И наконец - в союзе с другими равными ему по силе или самостоятельно творить новые миры и целые вселенные.

Нерешенным в учении чжэн остается лишь вопрос, может ли человек добровольно прервать цепь перерождений.

В одних интерпретациях, более близких к восточной традиции, считается, что способность в полной мере распоряжаться своей судьбой - вплоть до прекращения существования - это высшая степень совершенства, абсолютный предел, который выше, чем возможность единолично творить вселенные.

В других же, более европейских по духу, предполагается, что человек уже на гораздо более низких ступенях совершенства может приостановить перерождение на время или уйти в небытие навсегда.

А некоторые интерпретации учения чжэн считают «свободу выхода из круга» важнейшим атрибутом человека, частью его свободы воли, и приписывают ее всем людям независимо от их кармы и ступени совершенства.